СМИ о нас

У бизнеса нет гендера – Адиля Тугел
У бизнеса нет гендера – Адиля Тугел
В Казахстане проживает 8,7 миллиона женщин. Женщины руководят порядка 42% всего сектора МСБ и вносят 39,5% в ВВП страны. Накануне Международного женского дня корреспондент Kazpravda.kz встретилась с директором ОФ "Фонд поддержки женского предпринимательства" Адилей Тугел, чтобы узнать – насколько легко женщинам строить бизнес в Казахстане.

- Адиля, здравствуйте! Как развивается женское предпринимательство в Казахстане сегодня?

 

- Здравствуйте! Если взять мировые стандарты, женское предпринимательство в Казахстане находится на конкурентоспособном уровне - более 40% всех МСБ в стране руководят женщины. Как обычно лидирующие позиции занимают города Астана и Алматы. Среди регионов на первых местах Костанайская, Карагандинская области и ВКО. 

 

Согласно индексам Всемирного банка, в самых развитых странах такие же цифры, как у нас – равного участия женщин в бизнесе нет еще нигде, к сожалению. Сейчас весь мир к этому идет, глобальный тренд и упор на женское предпринимательство. 

   

- С чем это связано? Почему идет упор на женское предпринимательство? 

 

- С тем, что женщин в бизнесе меньше, а предпринимательство служит двигателем экономического развития страны в целом. Если значительная часть населения не будет экономически активна, то не будет должного развития. Экономика - как двигатель машины, если он работает только в пол силы, то она будет двигаться намного медленнее. Ведь так? 

 

Основная цель Фонда поддержки женского предпринимательства - работая с барьерами, с которыми сталкиваются женщины, разрабатывать продукты поддержки МСБ.

 

На днях мы запустили национальный конкурс дизайнеров "Altyn Oimaq". Стимулируя индустрию легкой промышленности, мы поддерживаем прежде всего женщин в бизнесе, потому что они составляют 90% этой индустрии. Также мы скоро начнем серию обучающих курсов в сфере предпринимательства, разработанных специально для женщин. Многие говорят: "Зачем нужны тренинги по бизнесу именно для женщин?".

 

Международные организации, в том числе Всемирный банк утверждает, что для женщин нужны специально разработанные, таргетированные курсы. В курсах для женщин нужно делать больший акцент на уверенности, не бояться идти на взвешенные риски, построении бизнеса с учетом ограниченного доступа к финансам и налаживанию деловых связей.

 

- Чем отличается женский бизнес от мужского?

 

- Безусловно, есть отличия. Женский бизнес это в основном МСБ в сфере образования, здравоохранения, услуги красоты и ресторанный бизнес. А в таких сферах как строительство, металлургия и инженерия – только мужчины. Кстати, в последнем случае это более прибыльные и крупные виды бизнеса.

 

А у самого бизнеса нет гендера. Ведь для потребителей значимым является лишь качество предоставляемых услуг или товара. Термин - женское предпринимательство появился в мире для расширения возможностей женщин в частном секторе, учитывая во многом непривилегированные условия, с которыми они сталкиваются.

 

- А почему женщины не идут в крупный бизнес? Их туда не пускают или они боятся? 

 

- Тут надо смотреть на барьеры, с которыми сталкиваются женщины. И это не только казахстанская проблема, во всем мире женщины сталкиваются с одними и теми же вопросами. Крупный бизнес требует крупных финансовых ресурсов. Часто у женщин не бывает таких возможностей, например залогового имущества, это создает сложности в доступе к финансам. Более того, многие не могут себе позволить высокие процентные ставки по кредитам. Кстати, мужчины часто начинают свой бизнес в раннем возрасте, и часто их первый капитал - это вложение родителей или так называемый "бизнес ангелов". Женщины же, как правило, опираются на свои собственные средства при открытии бизнеса.

 

Именно поэтому льготное кредитование важный инструмент для поддержки женщин предпринимателей. Совет деловых женщин НПП РК "Атамекен" совместно с "Народным банком" разработали программу льготного кредитования для женщин-предпринимателей в прошлом году. В этом году также было выделено 1 миллиард тенге "Народным банком" на продолжение программы.

 

- А как мужчины и женщины отличаются в бизнесе как руководители?

 

- Как правило, мужчины открывают свое дело в молодом возрасте – и целенаправленно. Современное воплощение молодого предпринимателя - Марк Цукерберг, который, оставив учебу в Гарварде, принял вполне рискованное решение начать бизнес в совершенно новой сфере. Женщины же приходят к бизнесу намного позже по возрасту и начинают его как хобби и дополнительный вид заработка. Женщины менее ориентированы на риск.

 

Кстати, последние исследования говорят о том, что компании, в топ менеджменте которых работают женщины - более успешны, чем те, где присутствуют исключительно мужчины, именно благодаря своей способностью управлять рисками, природной гибкостью и большей предрасположенностью к кооперации нежели мужчины.

 

- У вас есть примеры успешных женщин в топ-менеджменте?

 

- На мой взгляд, самый яркий пример женщины в большом бизнесе - это руководитель "Народного банка" – Умут Шаяхметова. Это достижение: что женщина возглавляет один из самых крупных банков в стране, причем успешно. Что касается малого бизнеса – недавно я встречалась с женщинами в регионах, которые прошли обучение по программе НПП "Атамекен" "Бастау бизнес", получили грант и открыли студию по боксу и СТО – это же совершенно мужские сферы. В Астане и Алматы также есть известные боксерские клубы, которые открыли женщины. Именно такие представительницы прекрасного пола ломают стереотипы и это здорово.

 

- Большое спасибо Вам, Адиля, за интересное интервью. С наступающим Вас праздником!